Будущее уже рядом
В ближайшие
10 лет на электрокары пересядет большинство автомобилистов Йошкар-Олы – уверены если не все, то точно – сами владельцы электромобилей
С ДВС на «электричку»
Первый российский электромобиль Evolute i-Pro йошкаролинец Евгений Халтурин купил в ноябре прошлого года. Машина собирается в Липецке на базе китайского электрокара Dongfeng Aeolus E70. Пятиместный седан имеет 150-сильный электромотор, передний привод и батарею емкостью 53 кВт/ч.

Раньше, рассказывает водитель с 26-летним стажем, он ездил исключительно на автомобилях с двигателем внутреннего сгорания – Nissan Qashqai, Renault Arkana, Datsun on-DO. Электромобилями заинтересовался относительно недавно.
Zero Block
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch
– Приехал как-то на заправку, спрашиваю: «Что это за пылесос?», – смеется Евгений. – Оказалось, зарядка для электромобилей. С тех пор прочитал немало книг, статей, в том числе Илона Маска. Загорелся темой.
По словам йошкаролинца, основное преимущество электромобиля – стоимость эксплуатации. Так, на машинах с ДВС топливо обходилось Евгению в 5-10 тысяч рублей в месяц, теперь при сопоставимых пробегах и платной зарядке – от 1,5 до 3 тысяч.
– Если заряжать машину в своем доме или поставить электростанцию в многоквартирном, будет еще дешевле, – говорит владелец электрокара.
«В городе экономичней, чем на трассе»
В отличие от автомобиля на ДВС расходники электромобиля – это скорее элементы ходовки. При этом на новые машины, по словам обладателя Evolute i-Pro, дают субсидии, скидки. Евгению, к примеру, новый электромобиль обошелся в 2 миллиона рублей.
– В городе машина экономичней, чем на трассе, – рассказывает владелец электромобиля. – Летом батареи хватает на 350-370 километров, зимой – до 250 километров. Батарея закрыта в контуре, который поддерживает рабочую температуру – подогревает зимой, охлаждает летом. За счет этого батарея деградирует не более чем на 10 процентов за 10 лет.

– Разгон до 100 км/ч в районе восьми секунд, – продолжает Евгений. – Многие функции Evolute i-Pro управляются, в том числе со смартфона. Из минусов – небольшой клиренс, порядка 16 сантиметров. Если аккуратно, то ездить, конечно, можно. Нынче, вот, за грибами, на рыбалку съездил. А так, езжу везде – по республике, в Казань, Чебоксары. Заряда хватает туда и обратно.
На зарядку становись!
Зарядка электромобилей в Йошкар-Оле – вот тема, которая волнует потенциальных владельцев. Относительно Чебоксар и Казани у нас станций пока немного. Приложение 2Chargers показывает, что их семь, из них две бесплатных. На платных «заправках» цены в пределах 12-16 рублей за киловатт.
На быстрых станциях батарея берет постоянный ток. Тот же Evolute i-Pro заряжается на быстрой станции менее чем за час. Медленные «вливают» переменный ток, потому нередко можно увидеть электромобили, оставленные на станциях на ночь.
– Себе я вывел зарядку на подземный паркинг. Все делал официально через управляющую компанию, ТЭЦ-1 и «ТНС Энерго», – рассказывает Олег Акмурзаев. – У меня свой счетчик, свои квитанции. Это очень выгодно, так как после 11 вечера один киловатт стоит два рубля. Емкость батареи моей Tesla – 82 кВт/ч. Цена полной зарядки получается 164 рубля.
До полного заряда, правда, Олег заряжает батарею лишь раз в месяц и только для того, чтобы отбалансировать ячейки. Как и не разряжает до нуля. Используемая им рабочая емкость – от 30 до 80 процентов.
Минимализм и практичность
Когда-то Олег планировал приобрести автомобиль с мощным мотором, вроде Mercedes AMG или Audi RS. Но увидев в московском салоне Tesla Model 3 в комплектации Long Range, решил купить этот электромобиль.
– Tesla я считал чем-то фантастическим, далеким, – рассказывает автовладелец. – Думал, будет дороже, но машина оказалась достаточно бюджетной. На выбор повлияли московские льготы – отсутствие транспортного налога, много бесплатных зарядок и бесплатные для электромобилей публичные парковки по всей Москве.
На учет свою «электричку» Олег, разумеется, тоже поставил в столице. Ему нравится тесловский минимализм, практичность, высокие оценки безопасности Euro NCAP. Ну, а управление и динамика этого «спорткара» на дороге могут вызвать эмоции, наверное, у любого неискушенного человека.
– Tesla – эталон электромобилей, – считает он. – Да, у машины есть детские болячки, но она полностью меняет представление об автомобилях. Вещи там реализованы совершенно с другого взгляда.
Автопилоту нужны хорошие дороги
На скорости 80-100 км/ч Tesla Model 3, по словам владельца, проезжает 500-550 километров. До сотни разгоняется за пять секунд. Управление сосредоточено на руле и 16-дюймовом экране.
– Из-за отсутствия Tesla в России ее автопилот – это, по сути, адаптивный круиз-контроль, – рассказывает Олег, – но ему доверять можно. А вот основная проблема при использовании пилота – ямы на дорогах. Особенно на трассе М-7. Скоро откроют М-12, и, думаю, будет проще, поскольку для электромобилей платные трассы с весны стали бесплатны. Для нас это еще один плюс.

«Владельцы электромобилей – люди, любящие тестировать новые технологии». Три вопроса эксперту
IT-предприниматель, основатель роуминговой платформы для электромобильного рынка Ensub Сергей Бажин о современных покупателях электрокаров
– Что движет горожанами при покупке электромобилей?
– Нельзя ответить сразу про всех. Движущие силы сильно разные. Наблюдается ярко выраженная сегментация. Одни покупают электромобили, чтобы экономить на топливе и обслуживании. В основном они приобретают бюджетные машины, например, Nissan Leaf, и заряжают их от домашней сети – у частных домов, в гаражах и с помощью удлинителей из окон многоквартирных домов. При существенной разнице в стоимости киловатта получается приличная экономия на топливе. Сравните: километр пробега при зарядке от домашней сети стоит 50 копеек, а километр пробега на бензине – 4,5 рубля.

Второй большой сегмент владельцев – это те, кто покупает электромобили премиум-класса. Экономия для них на пятом плане. Их история больше про эмоции, про разгон до 100 км/ч за три секунды, комфорт и экологичность.

Есть, конечно, то, что их объединяет. Владельцы электромобилей – это люди, устремленные в будущее, ранние исследователи, любящие тестировать новые технологии.
– Каким электротранспортом владеют йошкаролинцы?
– Еще год назад в основном были Nissan Leaf. Также нами были замечены по одной Tesla Model 3, Audi e-tron, BMW i3 и Kia Soul EV. Сейчас на дорогах города можно встретить разнообразные электрокары – Volkswagen ID.4, Hyundai Kona, Evolute i-Pro и Evolute i-Joy, гибридные Land Rover PHEV, Li Auto L9, Chevrolet Volt, Voyah Free. Появились Tesla Model S, Tesla Model X и набирающий популярность Zeekr 001.
– Какие существуют трудности в эксплуатации электроавтомобилей?
– В начале 2023 года мы проводили исследование на эту тему. В исследовании был вопрос «Почему не электромобиль?»

Основным сдерживающим фактором для быстрого роста числа электромобилей было и пока остается отсутствие достаточной зарядной инфраструктуры. Это главное ограничение. На втором месте – отсутствие сервисных центров. На третьем – высокая стоимость электромобилей.

Сейчас удовольствие от владения и должный уровень комфорта может получить только владелец электромобиля, у которого есть свое парковочное место, где он может установить собственную зарядную станцию.

Однако в целом ситуация с зарядками меняется. Мы видим, что за текущий год в Йошкар-Оле появились две быстрые станции и четыре медленные.
Быстрые станции:
• «Татнефть», Суворова, 19 (40 кВт)
• Парковка у Драмтеатра, Воскресенская набережная, 38 (60 кВт)
Медленные станции:
• Leraton12, Карла Либкнехта, 75 (22 кВт)
• «Старый Георг» (22 кВт)
• ТЦ «Елка» (7 кВт)
• Фитнес-центр «Эйфория» (22 кВт)

Кроме отсутствия достаточной зарядной инфраструктуры, есть еще один сдерживающий рост фактор, о котором мало говорят, но это проблема уже становится очевидной в больших городах. Владельцам электромобилей сложно ориентироваться в десятках приложений, искать работающие станции для зарядки, строить маршруты. В различных чатах можно увидеть массу вопросов.
Например: «Почему нужно скачивать столько приложений для обычной поездки? В одном – карты станций, в другом – бронь зарядной сессии, в третьем – оплата». «У меня точно получится зарядиться? Я несколько раз приезжал на зарядку, а станция не работала или была занята». «Нужен ли мне электромобиль, если с ним столько хлопот?»

Хаос останавливает от покупки электромобиля. Тут поспешу успокоить. Для того чтобы решить этот вопрос, очень скоро появятся качественные и открытые отраслевые решения, которые позволят владельцам планировать длительные маршруты на электромобиле и запускать зарядные станции из одного мобильного приложения.
В 2024 году сеть АЗС «Expert» планирует установить в Марий Эл три станции быстрой зарядки, каждая – на два электромобиля. По словам гендиректора компании Евгении Пивненко, при субсидировании из бюджета две станции мощностью 150 кВт могут появиться в Йошкар-Оле на ул. К.Либкнехта и Сернурском тракте, одна – в Помарах. АЗС «Татнефть» планирует оборудовать одну быструю станцию в Волжске. Йошкаролинцы также могут рассчитывать еще на три станции быстрой зарядки от других компаний.
Пять преимуществ электрокаров,
о которых не все знают
  • Низкий расход на топливо
    Стоимость километра пробега при зарядке электромобиля на домашней зарядной станции в девять раз ниже, чем у автомобиля с ДВС.
  • Минимум затрат на техобслуживание
    Дело в том, что современная электрическая установка не требует обслуживания. При этом количество деталей меньше, чем в машине с ДВС: нет топливной системы и коробки передач, нет нужды менять свечи и фильтры, элементы сцепления. Основное – это замена масла в редукторе каждые 30-40 тысяч километров.
  • Снижение налоговой нагрузки
    Уже в 12 субъектах России, в том числе у наших соседей в Кировской области, на электромобили действует нулевой транспортный налог. Сейчас рассматривается инициатива отмены транспортного налога по всей стране.
  • Снижение расходов на парковку и проезд по платным магистралям
    Бесплатная парковка для электромобилей на платных парковках становится обычным явлением. С 1 марта 2023 года владельцы электромобилей также не платят за проезд по платным дорогам.
  • Субсидии и скидки
    В этом году возобновлена льготная программа кредитования на электромобили российской сборки. Государство берет на себя 35 процентов его стоимости, но не более 625 тысяч рублей. Некоторые производители дают дополнительную скидку на приобретение электромобиля.